Индивидуальные учебные планы
Около 20 лет наша школа работала, используя индивидуальные учебные планы в старшем звене. Это была интересная и продуктивная работа. Кроме всего прочего, это была
«метка» старшего звена.
Начиналась эта работа как эксперимент.
Переходя в 10 класс, ребята знали, что их ждет новая жизнь: с единым куратором, в едином коллективе (порой его численность доходила до 60 с лишним человек), со своим набором предметов, распределенным по времени. Мы исходили из того, что, получая«винегрет» предметов в течение недели, мало что успеваешь, да и выбор приходится делать в пользу профильных предметов, которыми хочешь заниматься
дальше или какие нужны для поступления в вуз.
Как же строился индивидуальный план?
Если коротко, не вдаваясь в методические и организационные вопросы, то все обстояло так.
В каждом предмете выделялось «ядро», без которого предмет нельзя изучить. Ядро составляло короткую программу. Другая программа была длинной, с большим количеством часов. Программы делились на курсы (в других работах их называют модули).
Ребята выбирали, какие предметы будут изучать и заканчивать в 10 классе, а чем будут заниматься в 11. Естественно, в 10 классе заканчивали те предметы, которые в будущем не пригодятся в большем объеме.
За счет этого получалась у каждого своя траектория и своя предметная группа. С одними одноклассниками был в одной группе на уроках математики, с другими — на химии и т.д.
При этом не было поурочных баллов, были только зачетные отметки.
20 лет – достаточно большой срок. Но почему я написала слово «работала»?
Федеральный учебный план позволяет выбрать профили обучения, соотношение предметов обязательных и выбранных, но это не индивидуальный выбор, а скорее открытие нескольких групп с обязательным минимальным количеством обучающихся.
В настоящее время при постоянном провозглашении индивидуализации обучения, при этом, введя обязательный электронный журнал с поурочными или зачетными баллами, с отметками по полугодиям, за год по каждому предмету, введя единые сроки каникул в трех возможных вариантах, в которые не вписывается данная система, и еще тысячу мелочей, не остается возможности для существования подобной системы.
А может, просто людям не хочется приспосабливать ее под новые условия. Проще учить как все.