В наши дни дети стали другие, не такие, как несколько лет назад. Это отмечают все. И одна из особенностей детей – они начинают позже говорить. Есть несколько предположений, почему это происходит. Вот некоторые из них, которые основаны на наблюдениях за теми, кто приходит в первый класс и на беседах с родителями о дошкольных годах их чада.
Во-первых, сами роды и мода на кесарево сечение влияют на дальнейшее развитие детей.
Во-вторых, на развитие речи негативно влияет искусственное вскармливание. Соску сосать легче, чем грудь, поэтому речевой аппарат развивается медленнее.
В-третьих, детей стали окружать с рождения самые разные звуки: постоянно работающий телевизор (как фон домашней обстановки), раннее обращение родителей к просмотру ребенком мультфильмов, иногда даже больше часа, телефонные разговоры взрослых и т.д. Если вам кажется, что ребенок будет воспринимать и повторять услышанные слова, то вы глубоко ошибаетесь. Речь он воспринимает только обращенную к нему, когда разговаривают с ним. Он должен видеть артикуляцию при произношении слов, движения губ. Слова- это не только звуки, но и движения нашего речевого аппарата. (Мы ведь можем понимать слова по губам!) Вы обращали когда-нибудь внимание на движение ротика младенца? Кажется, он хочет что-то сказать, но пока еще не получается. А потом появляются и первые звуки «агу».
В-четвертых, главным врагом речи являются телефоны, планшеты, которые дают ребенку, чтобы его занять. Даже если при этом он смотрит развивающие программы, особенно на неродном ему языке. Гаджет разговаривает не с ним, ребенок не видит того, кто говорит, значит, это просто звуки.
Что же делать?
- ненавязчиво проводить массаж губок, шеи, язычка,
- иногда требуется подрезание уздечки врачом,
- у врача надо узнать, как с помощью специальных упражнений растягивают уздечку,
- больше разговаривать с ребенком, комментируя все свои действия: «Одеваемся, вот штанишки, вот курточка, надеваем ботиночки и пойдем сейчас гулять на улицу»,
- читать книжки с картинками, читать с выражением, показывать на картинке героев стихотворения.
- Если к трем годам ребенок не начинает говорить, необходимо обращаться к врачу.