Самая лучшая профессия на земле – учитель.
Вопреки расхожему мнению, что в учителя идут неудачники или те, кто себя больше ни в чем не нашел, хочу сказать, что этот стереотип – сплошное недоразумение. Почему? Да потому, что если пришел в эту профессию случайно, не по призванию, то долго в ней не продержишься: или сам уйдешь, или тебя «вынесут» твои ученики. Ребята остро реагируют на фальшь и неискренность, на равнодушие и незнание предмета. Если они с этим сталкиваются, то начинают бузить.
Обычно, когда узнают мою профессию, то непременно говорят: как же трудно работать с детьми! На что я отвечаю: с детьми хорошо, со взрослыми трудно.
А если ребята с трудной судьбой? Неугомонные и непослушные (так называемые «трудные», которые никому не подчиняются)? Вот тогда и проявляется талант учителя. Это определенный вызов. Сумею или нет договориться и завоевать авторитет, сделать так, чтобы меня уважали и слушали. Много таких историй в моей практике, особенно во время работы в школе-новостройке в Отрадном (был такой небольшой период в моей жизни, когда мои дети-двойняшки были маленькие и надо было работать рядом с домом, а потом вновь вернулась в родную 43 школу). Но истории ребят – это отдельные истории судеб. С ними взрослеешь и становишься мудрее.
Работая учителем, никогда не стареешь душой: молодежь не дает. Не хочется от них отставать, учишься вместе с ними. Они дают такой заряд позитива, что забываешь о болячках, о бытовых неприятностях. А уж если получился урок, если на уроке ребятам было хорошо, а ты воплотил в жизнь свои идеи – то испытываешь величайшую радость.
Походы, конкурсы, постоянное творчество, совместные дела, вечера, песни, праздники – без всего этого нет школьной жизни. А все это дает небывалый подъем настроения и прибавляет силы.
А еще приобретаешь много друзей среди молодежи.
Я начала преподавать, когда училась на третьем курсе педвуза и работала в школе старшей пионервожатой. У нас с ребятами установилась такая традиция: на последнем уроке в четверти была творческая работа. Ребята писали мне письма. О чем? О чем хотели. О том, как прошла четверть, какие есть проблемы, что понравилось или кто понравился. Постепенно письма стали откровеннее, так как они знали: это никуда не уйдет, все будет только у меня. Стали писать о своих раздумьях, стали делиться самым сокровенным. Представьте, они ждали этих уроков. Для некоторых это стало потребностью в жизни. Даже после окончания школы. От некоторых ребят я получала письма еще долгое время и обязательно отвечала на них.
В то время (на третьем курсе института) я не знала, что написание собственных творческих работ – обязательное условие обучения русскому языку. Причем, мне не надо было придумывать тематику этих работ. Работы были индивидуальны и разнообразны как по теме, так и по типу: и описание, и повествование, и рассуждения. Но для этого необходимо было абсолютное доверие, и я не могла ребят подвести.
Вот так и меня воспитывали ученики. Да, образование – всегда процесс обоюдный. И я очень благодарна своим ученикам. Благодарна за то, что они позволили мне быть счастливой в этой жизни и ни разу не пожалеть о выбранной профессии.