В середине 90-х годов при очередных реформах образования, которые можно оценивать по-разному, был достигнут очень важный результат: всем участникам образовательного процесса (педагогам, учащимся, родителям) был предоставлен ВЫБОР. Выбор чего?
Педагоги могли выбирать программы, учебники, учебные планы (их было 13!), по которым работать, методы преподавания.
Родители могли выбирать учебные заведения, разнообразие видов которых поражало: детский сад – начальная школа, комплексы школа – вуз, школы с углубленным изучением отдельных предметов, лицеи, гимназии и другие. Можно было выбирать системы обучения, которые казались родителям наиболее приемлемыми для их ребенка.
А учащиеся? Что могли выбрать они? Существовал такой учебный план, который предполагал выбор предметов. На старшей ступени обучения можно было изучать НЕ ВСЕ ПРЕДМЕТЫ!
Думаю, что о таких возможностях не все и слышали. Почему? Причина проста. Многие управленцы боялись предоставлять какой бы то ни было выбор директорам учебных заведений, те в свою очередь не позволяли выбор сделать учителю, учитель – учащимся. Поэтому сегодня некоторые с удивлением спросят: «Неужели все это было на самом деле?» Да, было! И те, кто этими возможностями воспользовались, с ностальгией вспоминают те времена, так как, к сожалению, все хорошее проходит. Но если хоть когда-то человек получил некоторую свободу – его «песню не задушишь, не убьешь».
Для сворачивания таких невиданных свобод было несколько причин: во-первых, это не стало массовым явлением из-за боязни чиновников (чем тогда руководить и кто будет их слушать), во-вторых, на самом деле трудно управлять разнообразием программ, учебников, систем обучения. К тому же, если люди переезжали из одной местности в другую, даже из одного района Москвы в другой, возникали определенные трудности для детей и родителей. А уж сколько было противников у выбора предметов! Как это так, какой-то предмет не изучается в старшей школе. Зачем какая-то там специализация и профилизация! И вот получилось, как всегда: слова о необходимости выбора, воспитании у детей ответственности, о подготовке их к жизни, о сокращении нагрузки и т.д. и т.п. остались, а вот весь выбор на практике был прикрыт. Новый Закон «Об образовании» только закрепил однообразие всего. Создание образовательных комплексов сегодня – это не предоставление возможности выбора для кого бы то ни было. Это способ прикрыть сегодняшнее несовершенство всей системы: всегда, если не знаешь, что делать с содержанием, – меняй структуру, выдавая это за реформы.
А вот теперь о выборе как таковом. Что это такое и надо ли, чтобы это умел делать каждый?
Если человек всегда плывет по течению и, не задумываясь, выполняет то, чего от него хотят, то часто он удивляется, почему ему все неинтересно: ни учеба, ни работа,- почему он не нашел своего места в жизни. Да он ничего и не искал! За него все решали другие.
К чему приводит желание и умение выбор сделать? Выбор человек делает с первых шагов своей жизни. Решение, как правило, принимается очень быстро: что именно выбрать. Но при этом каждый начинает понимать, что если он выбор сделал, то несет за это полную ответственность, и уже ни на кого не переложишь вину, если что-то пошло не так или не получилось. Значит, при выборе надо еще научиться оставлять шанс для «исправления ошибок», для коррекции сделанного. Сначала выбор в мелочах, затем в более серьезных вещах. Сам. Самообучение. Самосовершенствование. Саморазвитие. Так формируется независимое мышление и стремление воплотить в жизнь то, что выбрал, во что веришь.
А кому это надо? Кем легче управлять: тем, кто всегда послушен и не имеет собственного мнения, или тем, кому до всего есть дело, и над всеми требованиями он начинает размышлять и их оценивать? С такими всегда трудно. Всерьез задумается каждый, кому приходится руководить людьми: от управленца на самом высоком уровне до родителя и учителя,- с кем именно иметь дело. Вот и возникает вопрос: нужны ли такие люди, независимые, которые умеют думать и делать выбор?
Вот и получается, как в строчках песни: «Думайте сами, решайте сами: иметь или не иметь».