В 2010 году в Москве было 1727 школ. На конец 2019 года их осталось 660. Только треть. Куда делись остальные? Их оптимизировали, объединив в комплексы.
В комплексы в обязательном порядке вошли все детские сады, школы, очень разные, лицеи, гимназии и др. – все разнообразие учреждений стало единообразным.
С чьей-то подачи Закон «Об образовании» уничтожил все многообразие учреждений, провозглашая тем самым полное равноправие граждан и доступность образования. Но как ни назови школу, в ней всегда будут те, кто хочет учиться и старается изо всех сил, и те, кто учиться, мягко говоря, не хочет. Как были учителя очень хорошие и не очень, так и остались. Как изучали ребята в некоторых учебных заведениях углубленно некоторые предметы, так и продолжают изучать.
Что же оптимизировали и для чего?
Для чего – самая большая загадка. На поверхности лежат только два ответа:
1. единолично легче управлять меньшим количеством учреждений и переложить решение проблем с Департамента образования на плечи менеджеров-управленцев, возглавивших школы-комплексы.
2. Создать видимость больших успехов в образовании. Как? С помощью математических методов: даже то же количество «хорошистов» и «отличников» при меньшем количестве учреждений кажутся в процентном отношении большим достижением. (Как и методы рейтинга школ).
Как видим, приобрели не много.
А что потеряли?
Школы полностью потеряли самостоятельность во всем: в распоряжении средствами, в подборе и назначении кадров, в приеме детей в школу, в заключении договоров на обслуживание здания, на приобретение необходимых товаров для школы, в формировании собственного уклада и т.д. и т.п.
До создания комплексов несколько лет обучали администрацию школ финансовой грамотности, учили переходу на новую систему оплаты труда, при которой каждое учреждение должно было в рамках выделяемых средств продумать свою систему, а также просчитать каждую копейку, которую можно сэкономить. На обучение потрачено огромное количество средств, которые выделялись МИОО. А потом все оказалось ненужным. «Забудьте все, чему вас учили…».
С финансами и их распределением вообще произошли метаморфозы: Получите оборудование, даже если оно вам и не нужно. Получите организацию, обеспечивающую школу питанием, даже если она и не устраивает. Обязательно повысьте заработную плату педагогов до определенной средней. А если в школе было всегда меньше учащихся? Они выиграли. За счет других учреждений комплекса они стали получать гораздо выше заработную плату с одной стороны, а там, где учащихся много, все равно подчинитесь средней зарплате.
А самое интересное, что при провозглашении повышения заработной платы на это из бюджета не выделяется ни копейки. Следовательно, надо кого-то сокращать, чтобы другим увеличить нагрузку и тем самым повысить зарплату. Или придумать дополнительную нагрузку учителю. Людям стало некогда думать, творить, лишь бы в течение дня выполнить то, что от тебя требуют.
Содержательной стороной образовательного процесса заниматься некогда.
Ушел определенный уклад школы. Ее «душа». Если раньше директор школы знал не только учителей хорошо, но и всех детей, их родителей, иногда поколения семей, то теперь и директора в лицо знают не все. Директор где-то далеко. А все организационные вопросы в учреждениях решают замы, отвечающие за определенные участки работы комплекса. Один – за учебно-воспитательную работу во всех учреждениях, другой – за воспитательную работу, третий – за дополнительное образование и т.д. Если один отвечает за 5-10 учреждений, есть у него время вплотную заняться своим учреждением, где он ранее был директором? Конечно, нет. До уроков учителей не дойти, помощь тем, кому нужна, тоже некогда оказать.
Вообще, самое главное и преступное – лишение свободы. Свободы в хорошем смысле этого слова. Все отношения строятся «через дупло», т.е. комплекс.
Ушла даже история школы. Нет больше школы, нет и истории. И дело не в номерах, которые поменялись. (Хорошо, еще память жива). Все растворилось в комплексе. От какой точки теперь считать возраст школы? От комплекса? Если от даты создания школы, то теперь время остановилось. Школы больше не существует, есть филиалы и адреса. Или все-таки существует?
Писать о проблемах руководителей-менеджеров, даже не берусь. Огромные сложности испытывают те, кто работает в системе не один год, кому приходится руководить сегодня совершенно разными учреждениями, к примеру, детскими садами, а не только школами, лицеями и гимназиями (Кстати, чем они были плохи?). Но иногда назначают руководителями комплексов людей, не имеющих педагогического образования. Так что «пироги печет сапожник…»
Я абсолютно уверена в том, что тот, кто придумал комплексы в образовании, действовал как разрушитель государственной системы. Когда-нибудь будет сделан шаг назад, к отдельным учреждениям. Но разрушить легко, а создать… Все нужно будет создавать заново.
Да, прошлое не вернется. Время бежит вперед, меняются устои. Новое должно приходить в эту жизнь. Таким ли искусственным и бесчеловечным путем?