Слово «образование» в наше время, к сожалению, у большинства людей не вызывает положительных эмоций. Ежедневно в социальных сетях читаем материалы о том, как в школах становится хуже и хуже. Хуже именно уклад, дух школы, взаимоотношения людей, отношение к детям, процветание хамства. Везде? Нет, конечно! Но таких примеров очень и очень много!
Школа-отражение современных реалий жизни, настроений в обществе, принятых норм морали, устоявшихся отношений между людьми. Достаточно посмотреть на лица людей на улице, в транспорте, услышать их тон разговоров, ругань. Но это на улице, во внешней среде, так сказать. А откуда это в школе?
Много лет назад, вернувшись после длительной командировки в родную школу, увидела картину, которая до сих пор стоит перед глазами. Учительница начальной школы КРИЧАЛА на учителя физической культуры. Меня это поразило настолько, что я поняла: если эта дама позволила себе подобное, значит, что-то неладно в нашем королевстве. И в скором времени убедилась в этом. Стали нормой подобные отношения между учителями. Этого НИКОГДА не было в школе, в коллективе, из которого я уезжала.
Я уже написала ряд статей о «старой гвардии» 60-х годов, работавшей в школе. Все учителя были разные: и очень хорошие и не очень. Но никогда учителя не позволяли себе хамства по отношению друг к другу, как бы в душе ни относились к тому или иному человеку. Внутренняя культура взаимоотношений была в каждом, и это передавалось ученикам.
Теперь же надо было срочно предпринимать что-то, чтобы исправить ситуацию.
Несколько лет ушло на это. Прежде всего надо было быть примером отношений к каждому сотруднику школы, к родителям и ученикам. Держать ровный тон при разговорах, даже если в душе все кипело. Не раз говорить со взрослыми, запрещать грубый тон в общении. Постепенно ситуация нормализовалась (почти со всеми коллегами, по правде говоря).
А еще нужно было, оказывается, приучить всех здороваться. Не только друг с другом, но и с каждым приходящим в школу, даже если он тебе незнаком. Особенно трудно было приучить к этому родителей. Им, видимо, казалось, что здороваются только со знакомыми учителями. Так, кстати, поступают и дети начальной школы: они здороваются только со своим учителем. Смешно! Но на то и школа, чтобы научить здороваться со всеми в школе, в театре, в магазине, на рынке – со всеми, с кем приходится взаимодействовать.
Через 25 лет директорства я поймала себя на мысли, что изменился мой тон разговора с коллегами, причем не только в кабинете директора. Тогда решила уйти. Причиной изменений была болезнь, но от этого никто не должен был страдать. Если тебя что-то раздражает, уйди, не срывайся на других.
Как сегодня? Это лучше знают те, кто работает, кто приходит в школу. Видимо, есть над чем задуматься взрослым. Если один учитель возомнит себя «главнее», «мудрее» и позволит себе кричать на других коллег – не ждите хорошего от детей. Они будут вести себя так же по отношению ко взрослым, друг к другу, перестанут здороваться (первый признак нездоровья в коллективе).
Недопустим менторский тон в разговорах с родителями или заискивание перед ними. Разговор должен идти на равных, разговор партнеров. От взаимодействия учителя и родителя зависит все: если удается договориться о том, что делает учитель, а что родители в исправлении сложных ситуаций, то считайте, что успех гарантирован.
Хуже, если позволит себе разговаривать с учителем на повышенных тонах кто-то из администрации. Рыба портится, как известно, с головы. А дальше вирус хамства распространяется с удивительной быстротой!
(Вспомните проведение селекторных совещаний Департамента образования, когда директора теряли дар речи при обращении к ним и с ними руководителя. А далее все по цепочке. Распространяется вирус. )
Что делать? Совет старый, как мир. Начинайте с себя! Воспитанность одного (и разговор с тем, кто переходит границы дозволенного, главное, вовремя остановить!) в силах развернуть процесс в другую сторону! Ведь образование – это вся жизнь! Будем учиться!