Школа по типу «Ступени»

В последние годы в школах Москвы шел процесс объединения учебных заведений в большие образовательные комплексы. При этом одной из возможностей для учащихся пропагандировалась мысль о том, что если разделить здания по принципу обучения детей одной ступени — начальная, средняя, старшая, — то будет комфортнее ребятам общаться только со своими сверстниками.

Малыши не будут общаться с подростками и со старшими, их будут меньше обижать, исчезнет момент «давления» на младших. А для старших тоже хорошо: никто не путается под ногами и не мешает их «взрослой» жизни. При этом можно продумать интерьер школьных помещений, соответствующий возрасту. Ведь часто и дома создаются комнаты для маленьких детей со специальными обоями и занавесками. Чем плохо?

«Тепличные» условия для младших? Отлично!
Казалось бы, у этой идеи должно быть большое количество приверженцев. Создать тепличные условия для младших школьников — пусть растут. Еще успеют столкнуться с другими сторонами жизни. Например, увидеть, что старшие иногда курят, что подростки часто грубят (даже старшим!).

Для чего открывают разновозрастные группы?

Когда мой внук пошел в детский сад, его зачислили в разновозрастную группу. Я не могла понять: как могут шестилетние дети общаться с трехлетками и наоборот. Но заведующая сказала, что у них такой эксперимент. Я понимала, что в этом тоже есть свои преимущества, и стала наблюдать.

Никогда я прежде не видела, чтобы старшие ребята с такой заботой относились к маленьким! Они помогали им одеваться, не давали плакать и скучать по маме, вместе играли, хотя и с одногодками хватало времени пообщаться. Удивительно, но они не перенимали картавость, т.е. не подражали малышам, напротив, учили их говорить правильно.

И постепенно я стала замечать и за своим внуком, что он трепетно относится к тем, кто младше. Приезжая на дачу, с особой осторожностью играет с соседскими младшими ребятами, с ним не страшно оставить малышей: он за ними присмотрит и им поможет.

Что свойственно семейному воспитанию?

Удивительный эффект имел данный эксперимент: детей учили разновозрастному общению, КОТОРОЕ СВОЙСТВЕННО СЕМЬЕ! В семье есть разные поколения: бабушек и дедушек, родителей, старших и младших братьев и сестер – и со всеми надо уметь общаться и всех надо уметь УВАЖАТЬ. Надо в жизни уметь выполнять разные роли. Вот это и есть подготовка к жизни, о которой так много говорят педагоги.

Где же еще учить детей поведению в семье, если не создавать эти условия в школе? Где еще учить уважать старших? Где еще поддерживать желание перейти на другую ступень, если не видеть, что у более старших есть свои привилегии и отличия?

Легче всего с первых шагов привыкать к тому, что все в этом мире только для тебя.

Вот и получается, что выбирать надо между комфортом и неумением видеть окружающих.

Надо признать, что создать такой микроклимат в школе, где все уважают друг друга, достаточно сложно. Это особый уклад. Но на то и педагоги, чтобы придумать, как это сделать, и воплотить свои задумки в жизнь.

Поделиться ссылкой:

0
Обновлено: 10.11.2019 — 20:04

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *