Предложение Германа Грефа отменить экзамены не такое уж бредовое, как может показаться на первый взгляд многим в нашей стране. Экзамены-это конечная точка в цепи звеньев. Если 71% учащихся испытывают стресс при их проведении, то есть повод всерьёз задуматься: зачем взращивать неврастеников.
Кто не думал: «Нам бы понедельники взять – и отменить»! и ведь стали приспосабливаться к ситуации: менять режим проведения воскресного вечера, заранее настраиваться на работу, ложиться вовремя спать и т. д.
По поводу экзаменов тоже надо задуматься: что именно пора поменять в системе.
К тому же есть мировой опыт обучения без экзаменов Ребята в Финляндии не сдают экзамены после окончания школы. Им выдают свидетельства с результатами. А система образования в этой стране продумана и выстроена таким образом, что страна занимает ведущее место в мире по результатам обучения.
Давайте посмотрим, что за звенья, выстроенные в цепочку, ведут к стрессам на экзамене в нашей стране. Попробуем разобраться. Вижу несколько основных проблем:
- Всего 5 отметок достижений учащихся
- Формальный выбор для большинства учащихся собственного учебного плана
- Оценка труда учителя по количеству хорошистов и отличников и связанная с этим аттестация учителя
- Рейтинг школ, учащихся, учителей
- Прежде всего психологическое напряжение учителя и страх передаются ученикам. Отсюда объемные домашние задания и зубрежка материала.
Наверное, есть и еще что-то.
Но в этой статье речь пойдет об отметках.
Отметки и оценки
Сначала надо разделить понятия отметки и оценки. Отметки – это единица, двойка, тройка, четверка, пятерка – то, что ставят в тетрадях и дневниках.
Оценка – совсем другое: хорошо-плохо, нравится – не нравится, взыскание – поощрение, недовольство – похвала.
Так вот вредны отметки. Они давно изжили себя. Представьте: ребенок писал диктант с 8-9 ошибками, а потом написал, сделав в тексте 5 ошибок. Есть результат его работы? Безусловно. Но учитель вынужден все равно поставить 2. Практически нет никакой дифференциации оценивая достижений. И так во всем. Что делать? Хотя бы ввести для начала 10-балльную или 100% систему оценивая. Это уже будет шагом вперед. А можно, особенно в начальной школе, учиться без отметок вообще. Так более 20 лет работали школы развивающего обучения, в том числе и наша.
Достаточно много противников у безотметочного обучения среди родителей. Такие не приводили своих детей к нам. (Кстати, был еще выбор школ, а не привязка к территории проживания и была возможность у школы работать в экспериментальном режиме). «А как узнать, как успевает ребенок?» Он пришел из школы, его спросили: «Как дела? Что сегодня получил?» А дальше разговор зависит от ответа. И все. Никто не вник, есть ли у ребенка хоть малейшие сдвиги в освоении материала. Он остается сам со своими неуспехами и переживает сам, наращивая в себе или нелюбовь к школе или стресс.
Поэтому отмена пятибалльной системы отметок должна стать первым шагом на пути к разумному, а может, далее и к отмене экзаменов.
Так что не так уж абсурдна идея жить без экзаменов в школе (только не потому, что лично господину Грефу не нравилось их сдавать). Причины надо искать глубже и думать о пути решения.