Где формируются нравственные принципы у подрастающего человека? В школе? В семье? И там, и там. Иногда эти жизненные принципы не противоречат друг другу, иногда формируются вопреки.
Где, как не на уроке литературы, задуматься о нравственных понятиях, которым потом хочется следовать? Но это в том случае, если проблемы, обсуждаемые на уроке, по-настоящему затрагивают душу, примеряются к себе, в том случае, когда обучение и воспитание становятся едиными и ненавязчивыми.
Вспоминаются эпизоды уроков литературы в 5 классе.
Изучалась сказка А.С.Пушкина «О мертвой царевне…». На одном из последних уроков спрашиваю, кто больше понравился: царица или царевна – и почему». Все отвечают: царевна, потому что она добрая, отзывчивая, скромная…и т.д. Вдруг замечаю хитрющие глаза, спрашиваю и получаю: «ЦАРИЦА. Почему? Ну что это за царевна? Совсем ничего не может, в лес ее отвели, там оставили, не сопротивляется, идет, вернуться не может, всем подчиняется, безвольная. А царица не такая. Она много придумывает, хитрит, старается добиться своего.» Класс замер и ждет, что я скажу. Все задумались: а ведь и впрямь! Выдерживаю паузу. Вижу, что уже некоторые готовы переметнуться в другой лагерь. Тогда говорю: «Ну хорошо. Согласна, и если вам больше понравилась царица, пожалуй, я буду вести себя так же, как она:
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Класс дружным хором закричал: «Нет!!!» (в том числе и тот, кому сначала понравилась царица).
Сказка «Царевна-лягушка». После прочтения сказки я попросила ответить письменно на один вопрос: почему Иван-царевич не убил медведя, селезня, зайца и щуку. (Помните, по тексту:
«Дай убью медведя! — думает Иван-царевич. — Ведь у меня никакой еды больше нет».
Прицелился он, а медведь вдруг и говорит ему человеческим голосом:
— Не убивай меня, Иван-царевич! Когда-нибудь я пригожусь тебе.
Не тронул Иван-царевич медведя, пожалел, пошел дальше.)
Так что вы думаете? Какой ответ дали ученики? «Потому что звери потом пригодились ему!»
И только один мальчик, который учился слабенько, получал двойки, написал: «Он был добрый, он их пожалел!»
Вот уж где надо самому принять решение, что выбрать по жизни! Ведь и то и другое есть в тексте сказки!
Естественно, эти ответы стали предметом обсуждения и с ребятами, и с родителями на собрании.
Но это было то время, когда еще все взрослые вставали на сторону одного мальчика. А что было бы сегодня?