
Перед 1 сентября в одной из новостных программ вновь прошла информация об обучении в финской школе. Девочек спросили, сколько времени они тратят на выполнение домашних заданий (возраст 9-10 класс). Они ответили: «Если задали много, то 30 минут. А так минут 15.»!
Если посмотреть на рабочий день наших учеников, особенно старших классов, то станет понятно: 6 часов отработать на уроках, а затем по 6-7 часов дома выполнять домашние задания – это перебор. Не каждый организм на это способен. А мы еще удивляемся, почему школьники не выполняют домашних заданий, почему много проблем с обучением у подростков.
Вспоминаю опыт собственного обучения. Учитель биологии Васина Ольга Александровна никогда не задавала домашних заданий, а биологию знали все, не открывая учебников и сдавая их новенькими в конце учебного года. А «Артек»? Училась 2 месяца там, апрель-май, в период подготовки к экзаменам без домашних заданий, зато сдала все на «отлично».
В чем же секрет? Он прост и давно известен: учу на уроке. Легко ли это, спросите вы? Такой объемный материал, один параграф учебника за урок не всегда прочитаешь, а еще надо как-то отработать! Что делать?
Несколько советов, хотя ни капли не претендую на «истину в последней инстанции»:
- Необходимо сначала четко определить, что надо усвоить ученикам в конце темы и распределить это по урокам. Таким образом уйдет вся «вода» и выделится ядро темы.
- На уроке организовать работу самих учеников, где учитель выступает только дирижером.
- Задания должны быть такими, чтобы у учеников появлялись вопросы. Для этого используются «ловушки». Надо выдвигать гипотезы, проверять их, дискутировать, искать ответы у учителя или в интернете. Без вопросов у самих учеников учиться нельзя!
- О вопросах, которые задает учитель или тест, надо помнить, что разные формулировки одного и того же приводят учеников в замешательство, если материал заучивался и запоминался формально, без понимания его. Тренируйте учеников отвечать на вопросы, заданные в разных формах и приучайте их к разным формулировкам.
- В начале изучения темы ученик должен понимать 2 простые истины:
для чего это надо и что нужно усвоить.
Для чего это надо – важнейший момент и, чтобы ответить на этот вопрос, учителю надо хорошо продумать и связать с увлечениями ребят, их интересами и хобби. Ответ: для усвоения следующего материала – не пойдет. Он не будет мотивировать к изучению предложенного материала. Примеры должны быть связаны с повседневной жизнью. - Что надо усвоить – следующий вопрос. Раздайте ученикам форму, в которой по пунктам распишете: надо знать, надо уметь. И пусть по ходу изучения темы форма заполняется учениками.
- На уроке усваивается максимум необходимой информации. Не думайте, что презентация темы решит все проблемы. Лучше, если слайды или фильм пойдут фоном либо к объяснению учителя, либо к выполняемому учеником заданию. Зрительный ряд в виде картинок, фильмов, схем, таблиц помогает усвоению.
- Конец урока – очень важный момент. Надо выяснить, как усвоен материал. Но вопрос: «Что сегодня изучали на уроке?» бесполезен. Да и каждый усвоил свое. Приготовьте мини-тест из 2-3 вопросов, пусть ученики ответят на них. Таким образом вы получите обратную связь и зафиксируете внимание учащихся на самых главных моментах урока. Тест должен включать те задания, которые будут в итоговом тесте, контрольной или зачетной работе.
- Об использовании метода воронки (применяется сегодня во многих сферах жизни) расскажу в другой статье.
А вот чем пользовалась Ольга Александровна на уроке биологии? У биологов есть много-много таблиц. С помощью таблицы объяснялся новый материал и тут же спрашивалось, кто это у доски может повторить. Желающими были почти все. Несколько человек спрашивала (происходило повторение для всех) и тут же выставлялись отметки (конечно, в основном пятерки). А изученный на уроке материал легко запоминался и не требовал повторного обращения к нему дома.
А Вы как думаете, можно ли учиться без домашних заданий?