Учимся без домашних заданий

Перед 1 сентября в одной из новостных программ вновь прошла информация об обучении в финской школе. Девочек спросили, сколько времени они тратят на выполнение домашних заданий (возраст 9-10 класс). Они ответили: «Если задали много, то 30 минут. А так минут 15.»!

Если посмотреть на рабочий день наших учеников, особенно старших классов, то станет понятно: 6 часов отработать на уроках, а затем по 6-7 часов дома выполнять домашние задания – это перебор. Не каждый организм на это способен. А мы еще удивляемся, почему школьники не выполняют домашних заданий, почему много проблем с обучением у подростков.

Вспоминаю опыт собственного обучения. Учитель биологии Васина Ольга Александровна никогда не задавала домашних заданий, а биологию знали все, не открывая учебников и сдавая их новенькими в конце учебного года. А «Артек»? Училась 2 месяца там, апрель-май, в период подготовки к экзаменам без домашних заданий, зато сдала все на «отлично».

В чем же секрет? Он прост и давно известен: учу на уроке. Легко ли это, спросите вы? Такой объемный материал, один параграф учебника за урок не всегда прочитаешь, а еще надо как-то отработать! Что делать?

Несколько советов, хотя ни капли не претендую на «истину в последней инстанции»:

  1. Необходимо сначала четко определить, что надо усвоить ученикам в конце темы и распределить это по урокам. Таким образом уйдет вся «вода» и выделится ядро темы.
  2. На уроке организовать работу самих учеников, где учитель выступает только дирижером.
  3. Задания должны быть такими, чтобы у учеников появлялись вопросы. Для этого используются «ловушки». Надо выдвигать гипотезы, проверять их, дискутировать, искать ответы у учителя или в интернете. Без вопросов у самих учеников учиться нельзя!
  4. О вопросах, которые задает учитель или тест, надо помнить, что разные формулировки одного и того же приводят учеников в замешательство, если материал заучивался и запоминался формально, без понимания его. Тренируйте учеников отвечать на вопросы, заданные в разных формах и приучайте их к разным формулировкам.
  5. В начале изучения темы ученик должен понимать 2 простые истины:
    для чего это надо и что нужно усвоить.
    Для чего это надо – важнейший момент и, чтобы ответить на этот вопрос, учителю надо хорошо продумать и связать с увлечениями ребят, их интересами и хобби. Ответ: для усвоения следующего материала – не пойдет. Он не будет мотивировать к изучению предложенного материала. Примеры должны быть связаны с повседневной жизнью.
  6. Что надо усвоить – следующий вопрос. Раздайте ученикам форму, в которой по пунктам распишете: надо знать, надо уметь. И пусть по ходу изучения темы форма заполняется учениками.
  7. На уроке усваивается максимум необходимой информации. Не думайте, что презентация темы решит все проблемы. Лучше, если слайды или фильм пойдут фоном либо к объяснению учителя, либо к выполняемому учеником заданию. Зрительный ряд в виде картинок, фильмов, схем, таблиц помогает усвоению.
  8. Конец урока – очень важный момент. Надо выяснить, как усвоен материал. Но вопрос: «Что сегодня изучали на уроке?» бесполезен. Да и каждый усвоил свое. Приготовьте мини-тест из 2-3 вопросов, пусть ученики ответят на них. Таким образом вы получите обратную связь и зафиксируете внимание учащихся на самых главных моментах урока. Тест должен включать те задания, которые будут в итоговом тесте, контрольной или зачетной работе.
  9. Об использовании метода воронки (применяется сегодня во многих сферах жизни) расскажу в другой статье.

А вот чем пользовалась Ольга Александровна на уроке биологии? У биологов есть много-много таблиц. С помощью таблицы объяснялся новый материал и тут же спрашивалось, кто это у доски может повторить. Желающими были почти все. Несколько человек спрашивала (происходило повторение для всех) и тут же выставлялись отметки (конечно, в основном пятерки). А изученный на уроке материал легко запоминался и не требовал повторного обращения к нему дома.

А Вы как думаете, можно ли учиться без домашних заданий?

Поделиться ссылкой:

Обновлено: 09.09.2019 — 20:55

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *