Наличие эстетического вкуса, умение видеть прекрасное и отличать хорошее от дурного в произведениях искусства, а значит, в конечном итоге в жизни – важнейшая составляющая образования.
До волны значительных перемен в московском образовании более 30 лет вопросами эстетического воспитания занималась в школе Дубина Ирина Борисовна, заместитель директора по эстетическому воспитанию, позже методист.
В один прекрасный момент нам стало понятно, что наши выпускники не умеют смотреть картины, не разбираются в жанрах и стилях, не понимают законов создания произведений. Казалось бы, этому учили и на уроках литературы, и изо, и истории, и музыки, но… Скорее, должны были учить.
Как с проблемой справлялась Ирина Борисовна? Во-первых, училась сама. Переосмыслила массу литературы, посещала курсы, начала вести курс МКХ (мировой художественной культуры).
Дальше-больше. Сначала установила связи с Третьяковской галереей, затем с Музеем изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, с Музеем музыкальной культуры. Ученики стали ходить на экскурсии, посещать лекции в музеях. А потом был разработан совместный проект с Третьяковской галереей. И это были не только экскурсии в музей, но и занятия в школе, которые проводили сотрудники галереи.
Родилась программа эстетического воспитания с 1 по 11 класс, программа целевых поездок по стране и за рубеж. Не туристических поездок, а именно поездок обучающих. Приходилось со всеми классами ездить самой, чтобы установить необходимые связи с изученным на уроках и на классных часах материалом. Перед каждой поездкой – занятие: для чего едем, что нужно посмотреть, на что обратить внимание. А в результате поездки письменный отчет в разных формах: отчет, дневник, впечатления, сочинения и т.д.
Результатом работы Ирины Борисовны стало введение экзамена по МХК (экзамен по выбору). Половина выпускников выбирала этот экзамен. Он проводился в форме защиты проектов.
Что такое проект? Это слово сегодня можно услышать на каждом шагу. Любое собственное слово называют проектом, особенно написанные рефераты. Это вызывает настоящее негодование Ирины Борисовны. Разобраться в том, что такое проект, помогали лекции ученых. На одной из них, лекции Алексеева Никиты Глебовича, мы присутствовали вместе. Какими простыми словами все объяснялось! Это позволило понять самим, с чем мы должны иметь дело.
Так вот перед экзаменом в 11 классе с каждым учащимся Ирина Борисовна проводила консультации, учила структуре проекта. Сам экзамен становился интересным по содержанию и по форме.
Как учитель строга, требовательна. И не только к ученикам, но и к себе. За годы работы собран огромный наглядный и методический материал, который, правда, так и не выбрала времени опубликовать. Кстати, некоторые из разработанных проектов можно было бы рекомендовать для воплощения в жизнь!
Для ребят совместная работа с Ириной Борисовной – повод для хороших, добрых воспоминаний и хорошая школа на будущее.