Кому не известна такая картина: мама кормит малыша, а тот выплевывает еду или ложкой разбрызгивает ее по столу и стенам? При этом ему весело. И если не отреагировать на этот проступок или посчитать, что повзрослеет и перестанет так делать, то будьте уверены, что проложили путь к вседозволенности, а позже и к хамству.
В 4-5 лет он начнет «огрызаться», используя выражения самих родителей (при этом родители часто улыбаются: и откуда только он это взял!). А затем начнутся проблемы «непослушания» в школе, которые, кстати, родители подчас объясняют неумелыми действиями учителя. И все! Ребенок не признает авторитетов и считает, что он всегда прав и считаться должны именно с ним.
«Так что же,– спросите вы, – с первых месяцев наказывать малыша?» Ни в коем случае. Психологи предупреждают, что до 7 месяцев ребенок не оценивает свои действия и не связывает эти действия с реакцией родителей на них. А вот уже с этого периода до полутора лет начинает проверять родителей и их терпение и выяснять: кто здесь главный. Он воспринимает все как игру. Сделает что-то и смотрит, как на это отреагируют взрослые. Позволили? Последствия не заставят себя долго ждать.
В этот период ребенок и начинает усваивать понятие «нельзя».
А затем чадо начинает говорить! Вот тут уж, родители, держитесь! Все ваши слова, выражения, интонации будут копироваться.
От одного ребенка в детском саду не могли добиться, как зовут его маму. Долго бились, потом кто-то додумался спросить: «Ну как папа называет маму?» – «Корова», – услышали взрослые. Думаете, это анекдот? Ничуть. Трудно поверить, что именно так папа называет супругу дома. Но, видимо, в разговоре с кем-т он себе это позволил, а сын услышал. Кстати, то, что слышат уши ребенка, почему-то очень «своевременно» произносит его язык. Интуитивно он находит подходящие ситуации.
А уж что говорить про нецензурные слова, с которым в школе бороться подчас очень трудно, так как есть дети, которые не ругаются, а так разговаривают.
Никогда не задумывались над тем, почему слышат это на улице все, но не все используют эти слова в своей речи? Потому что кому-то брань прощается родителями, иногда над этим взрослые смеются, объясняя, что «принес» из детского сада или с улицы, не объясняют чаду, что слова под запретом.
Хуже, если так разговаривают родители.
Иногда дети честно признаются, что так говорят дома. Попробуйте объяснить, что так нельзя! Трудно, на это потребуется много времени, но МОЖНО! Для этого должен появиться в жизни ребенка авторитетный взрослый, который не позволяет себе подобную лексику.
Как же быть с детским хамством?
С первых дней ребенку нужно дать понять, что есть определенные правила и нормы. Не выполнять их плохо. (Не делать скидку на возраст.) С хамами и грубиянами взрослые предпочитают не общаться.
Противостоять любым агрессивным действиям.
Рассказать, «что такое хорошо и что такое плохо».
Последовательно и решительно объяснять, что живет человек среди других людей и с ними надо считаться. Постепенно он научится выбирать для себя и для других комфортную обстановку и среду.
И конечно, следить за собой! За своими поступками, словами, своим общением с окружающими.
Так, глядишь, и сам станешь лучше, воспитывая ребенка!