Формирование Личности И(ИЛИ) Человека

Маленькие слова-союзы И, ИЛИ в русском языке совсем не равнозначны. Почему возник такой вопрос? Помню с детства: бегемот или гиппопотам (одно и то же), «Золотой ключик или приключения Буратино».
А вот стала писать заголовок статьи и поняла, что от точности употребления этого союза многое зависит, и в частности, имеет прямое отношение к системе образования. Кого же формирует школа: Личность, Человека? Какой союз уместен в этом вопросе?

В статье 2 Закона “Об образовании”:

«образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» (выделено мной. Кстати, интересное употребление союза, о котором писала раньше).

Итак, человек ставит себе сам цели, рамки собственного интеллектуального, духовно-нравственного и др. развития в зависимости от своих потребностей и интересов. А как он понимает цели и интересы общества, государства, других людей? Видимо, эти «прививки» должна делать школа.

Личность

Несколько лет назад перед школой была поставлена задача формирования личности, личности-субъекта, личности «креативной». Я и сама, будучи директором школы, писала об этом в Программе развития школы. Во многом этого добились. При этом куда-то у детей уходят человеческие качества. Жизненная позиция «каждый сам за себя» поддерживается рейтингами, соревновательностью во всем. Помощь другому, даже если проиграешь сам, стала чуть ли не подвигом! Разработанная программа духовно-нравственного воспитания не изменила положения.

и(или)Человек

Так, может, в том-то и дело, что формировать школа должна прежде всего Человека, Человека с большой буквы, как принято говорить. Человека, которого характеризуют его внутренние качества, показывающие, к какой среде, к какому обществу он принадлежит: Добрый человек, Ученый человек, Честный человек, Трудолюбивый, Авторитетный, Активный, Бескорыстный, Вежливый, Верный и т.д.

Но тогда встает вопрос: может ли человек, не обладающий сам этими качествами, формировать подобное? Как всегда взрослым надо начинать с себя (в том числе, и руководителям системы образования разного уровня). Честно самому себе признаться, в чем себя надо переделать – и вперед! Вместе с детьми!

Только сначала Человек, а потом сформируется И креативная Личность. Не правда ли?

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *