Обучение детей чтению – процесс нелегкий, особенно если сам ребенок лет с пяти не тянется узнать слова и не имеет желания читать самостоятельно.
В школе существуют методики обучения чтению, которые используются в 1 классе. Считается, что к концу первого класса ребенок должен уметь читать словами.
Всегда ли так бывает? Нет. Но в первом классе это еще не беда. Проходит год, два. Ребенок учится уже в 3, 4, 5 классе, а читает все равно плохо. Почему?
Причин несколько.
- Начал позже говорить, у него недостаточно развит речевой аппарат.
- Ежедневно на уроках обучения грамоте идет изучение нового материала: новых букв и звуков. Ребенок с трудом усваивает новый, незнакомый ему ранее материал.
- Далее увеличивается объем текстов для чтения. А если получается плохо, то много времени уходит на прочтение текста, и читать совсем не хочется. А чтобы хорошо прочитать текст, его надо прочитать не один раз. Постепенно зреет нелюбовь к чтению.
- С увеличением числа устных предметов увеличивается не только объем текстов, но и их количество.
Далее, как снежный ком, проблемы увеличиваются.
Что делать?
Когда мы читаем тексты, мы не складываем слова по слогам. Мы воспринимаем слово как знак. Посмотрели – и узнали его. И пока слова не станут узнаваемыми знаками, ничего у ребенка не получится. Значит, надо задействовать все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную (память движений речевого аппарата при произношении слов), эмоциональную.
В своей практике я использовала следующее.
Таким детям для домашнего задания давала для подготовки хорошего чтения только абзац или два, т.е. небольшие тексты. Остальной текст пусть помогут прочитать родители, чтобы ребенок знал содержание изложенной в тексте информации. На уроке его попросить прочитать заранее приготовленный отрывок. Таким образом создается ситуация успеха в классе.
Метод индивидуальной работы заключался вот в чем:
Я записывала чтение текстов на пленку, у ребят пред глазами был печатный текст.
При первом прослушивании моего чтения ребенок следил по тексту только глазками (включаем зрительную и слуховую память).
При втором чтении шептал эти слова или шевелил губами, имитируя чтение вместе со мной (работает речевой аппарат, запоминая движения).
При третьем – читает вместе со мной громко, стараясь попасть в темп чтения и интонацию (одновременно работают три вида памяти).
А дальше читает текст самостоятельно. Если получится не сразу хорошо прочитать, можно пробовать еще раз громкое чтение вместе со мной, а потом самостоятельно.
И ведь получается!
Так постепенно слова становятся знаками, они узнаются в других текстах.
По данной методике я записала 3 видеоурока, они опубликованы в YouTub.
Ссылка на канал:https://www.youtube.com/channel/UCocNgBrr5M3wQHQ0BQWzg8g/about?view_as=public
Видеоурок 3:https://youtu.be/N0sseKMUTzQ
Этот метод с успехом могут использовать учителя иностранного языка, тем более что у них есть методический комплекс, который включает в себя пленки с записью текстов для чтения.
Я, учитель начальных классов с большим опытом работы, использую метод индивидуальной работы , о котором пишет Наталья Сергеевна, и вижу результат. Ребёнок читает. Спасибо Наталья Сергеевна за эти видеоуроки.