В неожиданно пришедший период обязательного дистанционного обучения мы еще раз убедились в том, что образование – это вся жизнь и что учимся мы всегда вместе: взрослые и дети, хотя каждый своему. И опыт не проходит бесследно.
Когда объявили о переходе на дистанционное обучение, многие даже обрадовались, особенно там, где были для этого все условия: интернет, гаджеты, платформы для обучения. Дети радовались, что не надо идти в школу, а можно учиться дома. Кто-то уже был знаком с некоторым феноменом: если во время болезни или по иным причинам учиться дома, то результаты получатся лучше. Я думаю, это было связано с уменьшением нагрузки вдвое, так как не надо учиться 7 уроков в школе, а потом 4-5 часов заниматься дома.
Радость прошла быстро.
Ученики поняли, что время не сокращается: сначала у компьютера уроки с 10-минутными перерывами, затем достаточно большое время на выполнение заданий дома.
Я знаю одну ученицу начальной школы, которая каждое утро плачет: почему так много задают!
К тому же без общения с одноклассниками, с друзьями в школе из жизни ушла огромная часть позитивных эмоций. А если учесть, что у подростков ведущей деятельностью является общение, то совсем грустно.
А если ребенок не приучен к самостоятельным занятиям? С ним рядом родители, которые тотальным контролем создают излишнее напряжение или, помогая своим чадам, делают задания за них.
Родителям приходится нелегко. Они слышат все уроки ребенка, учатся вместе с ним, понимают, насколько трудно детям учиться. А еще детей надо организовать дома. К определенному времени ребенок должен встать, привести себя в порядок и приступить к занятиям не лежа в кровати, а сидя за столом. Иначе это просто будет развращать, будет вырабатываться привычка несерьезного отношения к учебе.
Вот вам и воспитание!
Может, легче стало учителям?
Непривычные условия проведения уроков по компьютеру требуют намного больше времени на подготовку, совершенно иной организации. А сам урок вызывает большее психологическое напряжение.
Во-первых, понимаешь, что тебя слышат не только ученики, но и родители, а значит, учишь и тех и других.
Во-вторых, не видишь реакции учеников по их глазам, улыбкам. Некоторые выключают свои камеры, и учитель вообще не видит, чем ученик занимается.
А после уроков надо получить обратную связь с помощью разных способов и проверить присланные работы, сделать пометки для себя и для учеников, заполнить электронный журнал.
Оправданы ли используемые методы «дистанционки»? Далеко не всегда. Планировать нужно не каждый урок отдельно, а большой период. Сначала объяснение или обсуждение нового, тренинги (их можно выполнять самостоятельно, задания, отсроченные на некоторое время, и вместо ежедневных уроков в то же урочное время индивидуальные консультации и ответы на вопросы, которые возникли у ребят во время выполнения задания. Когда появляются вопросы, тогда и идет обучение!
Теперь стало понятно, что не весь учебный материал будет пройден, а перенесен на следующий учебный год. Следовательно, каждому учителю необходимо спланировать, выстроить программу следующего года. А если учитель в классе будет новый?
Каковы основные уроки, извлеченные из ситуации
Звоночки были и раньше, когда класс или вся школа отправлялась на карантин.
К каждому форс-мажорному событию надо быть готовым. Что это значит?
На большой период времени (четверть, триместр, блок) у детей должен быть план и оценочный лист (лист самооценки).
Научить настоящей самостоятельной работе, для чего периодически
проводить индивидуальные консультации по появившимся вопросам (особенно в момент карантина).
Региональному руководству образования продумать обеспечение учащихся не электронными учебниками, а гаджетами, которые можно использовать в учебном процессе.