«Ничто не берется из ниоткуда
и не исчезает бесследно»
Послушаешь сегодня тех, кто связан со школой, услышишь: ученики недовольны учителями, учителя недовольны руководством чиновников разного уровня, а также сетуют на то, что ученики не выполняют беспрекословно их требования и что родители постоянно вмешиваются в школьный процесс, родители в результате недовольны всем.
Почему же это происходит? Что и когда изменилось в нашем королевстве?
Мы создали это своими руками, господа педагоги!
Немного истории
В 1988 году была разработана концепция школьной реформы, направленная на преодоление тоталитарной школы, на обновление системы, демократизацию и деидеологизацию.
Ключевой идеей стала идея развития: развитие личности, развитие самой системы образования и превращение образования в фактор развития общества.
Отсюда основная задача: формирование самостоятельности, субъектности в каждом участнике образовательного процесса: ребенке, педагоге, родителе.
«Лишь сами участники образовательного процесса могут качественно изменить его, сдвинуть и повести реформу образования».
Эти изменения приобрели «вулканический характер».
Вспомните 90-ые годы. Кому не нравились эти идеи свободы? Кому из учителей не нравилось самим выбирать учебники, методики, учебные пособия? Кому не нравилась система выборов директоров школ? Кому из управленцев не нравилось выбирать учебные планы? Кому не нравились Управляюшие советы, где прислушивались к мнению родителей? Кому не нравилось читать книги, ранее закрытые для нас?
Интересными для учеников и родителей стали учителя (и не обязательно молодые), нарушающие каноны преподавания.
Ура! Свобода! Наконец вдохнули!
Разве это было плохо? Отнюдь. Я сама как директор школы разрабатывала новые учебные планы, пропагандировала работу над субъектностью учеников.
Что же пошло не так?
В этой эйфории не каждый себя нашел. Тогда уже встал вопрос: может ли учитель, не зная, как формировать субъектность, ее сформировать. Каждый это воспринял по-своему. Кто-то формировал так, как понял, кто-то работал по предлагаемым шаблонам, а кто-то просто составлял отчеты об этом.
Если делать это, не умея, уходит важнейшая составляющая: ответственность за решения, которые принимаешь. Это сформировать труднее всего, да и не каждый знает, как это сделать.
Внушить, что каждый человек уникален, он неприкосновенная личность, – это получилось. Но никто всерьез не задумывался над тем, а что делать четырем субъектам (управленцу, ученику, педагогу, родителю) встретившимся на одной тропе. Как им взаимодействовать? Как договариваться?
Все имеют права. Но не все согласны с предлагаемыми условиями и степенью ответственности. А еще и чужие роли примеряют на себя. Сегодня каждый имеет собственные представления о том, как и что должно быть в школе.
Ни один проект не может получить 100% прописанного результата. Всегда есть отклонения. Кстати, вторая сторона реформы 90-х – сохранение лучших традиций образования. Но увлеклись другим!
И получили.
Мы, педагоги, это породили, нам и исправлять.
Позвольте несколько советов-раздумий…
- Необходимо увидеть личность каждого ребенка, каким бы трудным он ни был, постараться наладить с ним взаимодействие.
- Усвоить, что родители (в большинстве своем) никогда, ни при каких условиях не позволят обидеть ребенка ни словом, ни жестом, ни общественным порицанием.
- На уроке может быть только работа, в которую вовлечены все.
- Необходимо жестко контролировать свои высказывания о том, что происходит на уроке или вокруг, подчеркивая, что это ваше мнение.
- Понять, что субъектом являетесь не только вы, но и окружающие (и взрослые, и дети). У всех есть свое пространство, которое нельзя нарушать.
Если для вас это неприемлемо – уходите или переделывайте себя.
И не пытайтесь усидеть на двух стульях. Не получится.