Учитель истории, Пухова Римма Васильевна, сильный учитель классического обучения
Не в меру строга (а может, так только казалось), независима, все делала тихо, не слушала ничьих советов. А если и слушала, то все равно делала по-своему.
Учила ребят хорошо. Все знали предмет. Да и, наверное, в то время это было проще, чем сегодня. Тогда все знали, что есть хорошо, а что плохо, а события изучались друг за другом, как сейчас говорят: действовал линейный подход в изучении истории. Как бы там ни было, но мастерство учителя определяется знаниями учеников. А ученики историю знали.
Спрашивала Римма Васильевна много, выслушивала ответ целиком, а затем задавала вопросы, выясняя все до мельчайших подробностей. Особенно любила вести себя так на экзамене в выпускном классе. Экзамен длился обычно часов 10. Сколько ей ни говорили коллеги, что так нельзя, она продолжала делать так, как сама считала нужным.
Администрацию школы не жаловала, в каком бы составе та ни была. Молча выслушивала, но почти не подчинялась.
Не знаю, были ли у Риммы Васильевны близкие подруги из коллег, с кем она была бы откровенна. Была достаточно закрыта. Из-за этой закрытости и ребят своего класса особо близко к себе не подпускала. (Так во всяком случае мне казалось, может, я и не права). Все в рабочем порядке. Но школу любила. Любила и работу учителя. Во всех школьных мероприятиях принимала самое активное участие. Будь то строительство пристройки физкультурного зала к школе (была такая фотография, где Римма Васильевна вместе с ребятами), или школьные конференции.
На всех юбилеях школы Римма Васильевна всегда присутствовала. Была и на 80-летии школы, выступала. Говорила о самой замечательной профессии на земле, профессии учителя. В ответ выпускники, которые у нее обучались, выразили свою благодарность учителю.
Римма Васильевна была классным руководителем в моем классе в 1970-72г. Держась всегда сдержанно, как во время урока, так и проводя воспитательную работу. Голос не повышала. Запомнилось, что она пару раз заходила ко мне домой по дороге с работы, когда я болел, передавала приветы одноклассников (телефона не было).
Римма Васильевна выпустила нас в 1970-м. До нее классными руководителями у нас были Надежда Израилевна и Софья Дмитриевна. Как педагоги обе были на высоте, но с классом все-таки не справились: детишки подобрались шебутные и творческие. А вот Римма (так ее сокращали) нас зажала. Да, была суховата и сдержана, держала себя немного отстраненно, но как-то незаметно все-таки направляла нас в нужное русло, ни в коем случае не ограничивая нашей «свободы». Учителем истории и обществоведения была прекрасным, программу в нас вколачивала жестко. И рассказывала, и надиктовывала, готовя к выпускным экзаменам. Манера ведения уроков была интересной: как только понимала, что наше внимание рассеивается, начинала говорить совсем тихо, и мы поневоле вслушивались и сосредоточивались. Но главное – спокойно реагировала на наш юмор и поддерживала наши творческие всплески… И если спустя годы я так хорошо ее помню, это, наверное, о многом говорит.